Развитие местного самоуправления: от инициатив к стратегии

09 Октября 2019 17:38
Сегодня, 9 октября, в Орловском областном Совете народных депутатов состоялся круглый стол на тему: «Местное самоуправление в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы развития». В рамках мероприятия был рассмотрен ряд волнующих муниципалитеты вопросов: о развитии местного самоуправления в Орловской области, о преобразовании муниципальных образований, о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области, ряд других.

Открывая заседание, Председатель Орловского областного Совета народных депутатов Леонид Музалевский напомнил, что 31 декабря текущего года завершается срок действия регионального закона, регламентирующего перераспределение полномочий, принятого 10 ноября 2014 года. В связи с чем предстоит решить, перераспределять полномочия на новый срок или вернуть их на места.

Для всестороннего изучения вопроса с июля 2018 года по сентябрь 2019 года профильным комитетом было проведено 5 заседаний в расширенном формате (4 из них — выездные), в которых приняли участие представители всех 24 районов области и 3-х городских округов. Это позволило максимально объективно оценить положительные стороны действующего закона о перераспределении полномочий; отразить моменты, требующие корректировки; услышать точку зрения людей на местах.

Кроме того спикер призвал детально рассмотреть проблему создания нового вида муниципального образования — «муниципальный округ», понять, насколько оправданы такие преобразования, действительно ли необходимо ликвидировать низовое поселенческое звено и чем может быть чревато такое объединение.

Председатель комитета по местному самоуправлению и Регламенту Валерий Савин в своём выступлении отметил, что с момента принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до настоящего времени в него внесены изменения более чем 160-ю федеральными законами. Изменения затронули механизм правового регулирования организации и деятельности местного самоуправления, его территориальной организации и компетенции, участия населения в осуществлении местного самоуправления, структуры органов местного самоуправления, их ответственности.

Следствием указанных выше изменений стала всё большая утрата самостоятельности населения и органов местного самоуправления, увеличения зависимости от органов государственной власти.

Вопиющими Валерий Савин назвал случаи, когда в представительных органах отсутствуют (за редким исключением) депутаты, работающие на постоянной основе, а во многих муниципальных образованиях — аппарат представительного органа. В муниципальных образованиях нормальным считается ситуация, при которой аппарат един для представительного органа и местной администрации.

Первыми свой взгляд на развитие местного самоуправления высказали представители научного сообщества. Заведующий кафедрой муниципального и экологического права ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» Сергей Васюков отметил, что стремление к централизации в различных сферах жизни общества в настоящее время заметно без особенных усилий. Это прослеживается и при распределении полномочий. Изначально местное самоуправление закладывалось именно как самоуправление — решение самим населением вопросов местного значения. Сегодня же существует тенденция передачи функционала влияния на местное самоуправление органам государственной власти субъекта РФ.

В настоящее время, по мнению С. Васюкова, сформировалась потребность чёткого определения позиции федеральной власти по вопросам развития местного самоуправления, чтобы муниципалитеты, органы государственной власти субъектов РФ имели чёткие ориентиры, а не пытались разобраться в направлении государственной политики.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Наталия Малявкина высказала схожую точку зрения, обозначив, что местное самоуправление не сможет стать самостоятельным, пока будет существовать за счёт средств, предоставляемых другими бюджетами.

Опытом организации местного самоуправления поделился председатель комитета по государственному строительству, безопасности и местному самоуправлению Тульской областной Думы Денис Бычков. Он рассказал о присоединении поселений одного из районов области непосредственного к городу Тула, а также отметил, что различные уровни власти в Тульской области находятся в постоянном конструктивном взаимодействии.

По вопросу о преобразовании муниципальных образований Орловской области выступил глава Орловского района Юрий Парахин. В первую очередь он отметил, что преобразование Орловского района в муниципальный округ происходит с учётом мнения населения, а происходящему предшествовала масштабная работа с оценкой всех последствий. Отмечалось, что в существующих поселенческих администрациях будут организованы представительства администрации муниципального округа, чтобы у людей не было разрыва с властью, а вопросы текущего характера решались оперативно. Также были оценены все экономические и социальные последствия преобразования.

Председатель регионального парламента Леонид Музалевский по данному вопросу отметил: «Самое важное, что Юрий Николаевич Парахин понимает всю полноту ответственности за происходящее и готов стать первопроходцем в этом направлении. Мы неоднократно обсуждали все тонкости преобразования. Есть в некоторых вопросах пока сомнения, но уверен, в ходе дискуссии мы придём к общему знаменателю. В то же время хотел бы посоветовать более тесно работать с депутатским корпусом областного Совета. Ведь именно нам предстоит принимать окончательное решение. На финишной прямой недопонимания быть не должно».

Говоря о перераспределении полномочий, присутствующие заслушали точки зрения председателя Ливенского городского Совета народных депутатов Елены Конищевой и председателя Мценского районного Совета народных депутатов Нины Сорокиной. Позиции оказались противоположными. Елена Николаевна подробно остановилась на полномочиях в сфере градостроительства, высказав пожелание вернуть данные полномочия местным муниципалитетам.

Нина Михайловна, в свою очередь, высказалась за продление полномочий, переданных области от муниципального района, так как сложившаяся за 5 лет практика взаимодействия с областными структурами по переданным полномочиям имеет определённые преимущества.

«Считаем передавать полномочия из рук в руки нецелесообразно, необходимо довести до совершенства существующую модель», — констатировала Нина Сорокина.

Также в ходе совещания были заслушаны доклады о функционировании местной администрации муниципального района, на которую возложено исполнение полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района. Примерами послужили Кромской и Хотынецкий районы.

Леонид Музалевский, Председатель Орловского областного Совета народных депутатов:

«Прошедшее совещание показало необходимость диалога, особенно внутри исполнительной и законодательной власти. Вопросы местного самоуправления нужно широко обсуждать, привлекать к этому общественность, собирать граждан в поселениях, обсуждать все аспекты детально. Ясно одно — нам необходимо двигаться вперёд в вопросах совершенствования системы местного самоуправления.

Все наболевшие вопросы призываю оформить надлежащим образом и представить в профильный комитет для детально рассмотрения.

Ещё раз обращаю внимание — мы не заставляем никого идти по пути Орловского района. Каждый принимает для себя решение самостоятельно. Например, у нас из 24 районов только 14 районных администраций взяли на себя обязанности по исполнению полномочий поселковых администраций. 10 — отказались. Инициатива Юрия Парахина имеет место быть, все 17 поселковых советов проголосовали „за“. Оптимизация приведёт к более рациональному использованию человеческих и финансовых ресурсов».

Людмила Монина, заместитель председателя комитета по экономической политике:

«Мы много говорим о концепции развития местного самоуправления. Мне бы хотелось сказать, что концепцию можно вырабатывать только тогда, когда есть стратегия. Нужно начать с того, чтобы совместно со всеми заинтересованными сторонами обсудить стратегию развития местного самоуправления в Орловской области, учитывая опыт Орловского района, необходимость расширения границ города Орла в связи с жилищной застройкой. Нужно принимать во внимание все факторы, а не только вопросы оптимизации. Следует говорить о развитии, понять, от чего отталкиваться: от укрупнения районов, от численности проживающих, от перспектив экономического развития?.. Но самое главное — сохранить доступность населения к власти. Мы не должны потерять активных граждан и общественное управление».

В работе круглого стола приняли участие: заместитель Председателя Валентина Остроушко, депутаты Ирина ПашковаАндрей КуцынОлег БухтияровАнатолий КрючковЛеонид УшаковВячеслав Морозов, представители органов исполнительной государственной власти Орловской области, Общественной палаты Орловской области, ассоциации «Совет муниципальных образований Орловской области», Орловского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», главы муниципальных районов и городских округов Орловской области, председатели районных и городских Советов народных депутатов, члены Общественного Совета при Орловском областном Совете народных депутатов.

вверх